суббота, 23 января 2010 г.

Оренбургские казаки в Харькове. Часть III. Джигитовка

Джигитовка зародилась у степных народов в глубокой древности как вполне естественный вид верховой езды и имела, прежде всего, боевое значение. Быстрая посадка в седло заскоком позволяла мгновенно ретироваться при внезапной опасности, езда задом наперёд - стрелять по догоняющим, езда стоя расширяла сектор визуального наблюдения. Сюда же можно добавить технику поднятия предметов с земли, обманных движений, позволяющих имитировать смерть или просто скрыться от пуль за телом лошади, перевозку «раненых» на двух и более лошадях, умение лошади мгновенно лечь даже в галопе и множество других сложнейшими конно-акробатических трюков. С древним искусством джигитовки были знакомы многие народы, однако наибольшее развитие это искусство получило у русских казаков. А владевшие им в совершенстве казаки 1-го Оренбургского казачьего полка благодаря этому искусству стали первыми в истории мирового кинематографа конными каскадерами.

Произошло это благодаря харьковчанину польского происхождения Альфреду Константиновичу Федецкому – одному из самых известных российских фотографов конца ХІХ – начала ХХ веков. Будучи человеком творческим и увлеченным Федецкий живо интересовался различными техническими изобретениями, и ставший пионером отечественного кинематографа. Как известно, первую киносъемку в России 14 мая 1896 произвел присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф, запечатлевший торжества в Кремле во время коронации Императора Николая II. Авторство второй российской киносъемки принадлежит, очевидно, Альфреду Федецкому. Летом 1896 года он побывал за границей, где получил навыки кинетографической съемки, а также приобрел новейший аппарат – кинетограф и эксклюзивное право на изготовление для продажи в России негативно-позитивных пленок для хронофотографа Демени. Первый документально подтвержденный сеанс киносъемки Федецкого в Харькове датируется 30 сентября 1896 года, когда он снял церемонию ежегодной процессии перенесения чудотворной иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьков[1]. А через две недели Федецкий запечатлел на кинопленку джигитовку оренбургских казаков. Вот как писала об этом газета «Южный край»: «В виду особенного интереса в Париже ко всему русскому, особенно к нашей военной жизни, известный местный фотограф А. К. Федецкий, находящимся у него аппаратом Демени - кинетографом сделал снимки казачьей джигитовки. «Позировала» джигитская команда 1 -го Оренбургского казачьего полка: наиболее искусные наездники проделали, на скаковом ипподроме, целый ряд самых затейливых и рискованных упражнений. Кинетограф замечательно удачно схватил все эти эволюции, так что лента снимка будет чрезвычайно интересна. Копии с нее предназначены для Парижа и других французских городов»[2].

Премьера обеих харьковских кинолент стала одновременно первой публичной демонстрацией кинематографа в Харькове. Накануне Федецкий решил устроить, то, что сегодня именуется допремьерным показом. Он пригласил в свое ателье корреспондентов харьковских газет и представителей местной власти. Гостям было показано несколько фильмов и объявлено о предстоящей демонстрации кинематографа в оперном театре[3]. За день до премьеры в газетах появились восторженные отзывы. В частности, газета «Южный край» отмечала: «В этот понедельник в оперном театре состоится чрезвычайно интересный сеанс: известный наш фотограф А. К. Федецкий покажет при помощи имеющегося у него вполне усовершенствованного кинематографа, так называемые движущиеся, или живые, фотографии. Из целой серии таких картин, воспроизводимых на экране в 12 арш. ширины и 10 арш. высоты, выдаются снимки с главных моментов пребывания Их Величеств в Париже и затем местные - крестный ход во время перенесения Озерянской иконы божьей матери их Куряжа в Харьков и джигитовка казаков Оренбургского полка, снятые здесь непосредственно г. Федецким. Все снимки кинематографа г. Федецкого, которые мы видели в его ателье на экране, производят громадный эффект, с которым все бывшие здесь «движущиеся фотографии» сравниться ни в коем случае не могут»[4]. Газета также отмечала, что Федецкий даст в Харькове только один киносеанс, затем его аппарат, единственный в России, будет отправлен в Киев и Варшаву.

Атмосферу первого в истории Харькова киносеанса, устроенного Федецким в помещении оперного театра 2 декабря 1896 года, хорошо передает заметка в газете «Южный край»: «Сеанс кинетографа, устроенный А. К. Федецким в оперном театре, превзошел все ожидания по степени интереса, вызванный удивительным изобретением Эдисона. Театр был переполненный, еще задолго до начала спектакля был вывешен аншлаг о продаже всех мест. После «Севильского цирюльника» начался киносеанс, который длился пол часа времени и который прошел для публики совсем незаметно, так она была увлечена тем, что происходит на экране. Г. Федецкий демонстрировал 11 снимков, из них местных было два… Замечательная картина - джигитовка казаков Оренбургского полка; особенное удивление вызывает момент падения лошади. На этой картине некоторые лица офицеров полка были настолько выразительно изображены, что их легко было узнать»[5].

К сожалению, историческая кинолента, по всей видимости, не сохранилась. По крайней мере, сведений о ней или ее копиях не имеется. Хотя не исключено, что фильм еще будет найден, как был совсем недавно найден фотоальбом офицеров 1-го Оренбургского казачьего полка, помещаемый в данном издании.



[1]Жур М. Миславский В. Альфред Федецкий (1857-1902). Страницы биографии. // «Польская диаспора в Харькове. История и современность». Ч. І. - Х., 2004. С. 161.

[2]Южный Край. 1896. 15 октября.

[3]Жур М. Миславский В. Альфред Федецкий. Указ. соч. С. 162.

[4]Южный Край. 1896. 1 декабря

[5]Там же. 4 декабря



(Продолжение следует)

Артем Левченко. 1-й Оренбургский казачий полк в Харькове (1882-1914) // А.Ганин, А.Левченко, В.Семенов. История 1-го Оренбургского казачьего полка - Харьков, 2007.

Комментариев нет:

Отправить комментарий